…о­го общего образования.

        Система оценки достижения планируемых результатов ос­воения основной образовательной программы начального об­щего образования представляет со­бой один из инструментов реализации Требований стандар­тов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

        Система оценки способствует поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преем­ственности в системе непрерывного образования. Её основ­ными функциями являются:

        • ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достиже­ние планируемых результатов освоения основной образова­тельной программы начального общего образования;

        • обеспечение эффективной «обратной связи», позволя­ющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о дости­жении образовательным учреждением, обучающимися планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания в рамках сферы своей ответственности.

        Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит в уточнении и распро­странении общего понимания содержательной и критериаль­ной базы оценки. С этой целью система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе служба­ми) и внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую са­мой школой — обучающимися, педагогами, администрацией). При этом именно внешняя оценка задаёт общее понимание того, что подлежит оценке; как — в каких форматах, с по­мощью каких заданий наиболее целесообразно ввести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т. д.

        Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя, — на основе плани­руемых результатов освоения основной образовательной прог­раммы начального общего образования.

        Согласованность внутренней и внешней оценки повыша­ет доверие к внутренней оценке, позволяет сделать её более надёжной, способствует упрощению различных аттестацион­ных процедур. В частности, становится возможным использо­вать накопленную в ходе текущего образовательного процес­са оценку, представленную, например, в форме портфеля до­стижений, для итоговой оценки выпускников, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обу­чающихся.

        Система оценки выполняет свою функцию ориентации образовательного процесса на достижение значимых для лич­ности, общества и государства результатов образования через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценочную дея­тельность, согласованную с внешней оценкой.

 

 

 

Модель

системы оценки достижения планируемых результатов

основной образовательной программы начального общего образования

МБОУ Мало-Ремизёнская ООШ

Оценка результатов освоения образовательной программы начального общего образования (объект и содержание оценки)

Субъективные методы оценки (инструментарий, процедуры и критерии)

Объективные методы оценки

(инструментарий, процедуры, критерии)

Практические работы

Портфель достижений

Стартовый, текущий и итоговый контроль

Тестирование

(стантартизированное)

Анкетирование

(стантартизированное)

Аттестация учащихся, педагогических кадров

Мониторинговые исследования

Внутренняя оценка

Внешняя оценка

Механизмы обеспечения качества оценки:

- реалистичность требований и критериев;

- уровневые требования к результатам образования;

- открытость требований, процедур и критериев;

- сочетание внешней и внутренней оценки

Основные группы пользователей (учащиеся, учителя, родители, представители общественности)

Цели использования результатов (принятия решений):

- переход на другую ступень обучения;

- оценка качества образования

Риски:

- искажение результатов оценки за счёт неразработанности объективных критериев и процедур;

- увеличение времени на оценку за счёт активного времени обучения;

- натаскивание на содержание проверки;

- перегруженность учителей и учащихся.

Данная модель нацелена на оценку результатов освоения общеобразовательных программ.

        Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в критериальной основе, формирование навыков рефлек­сии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки не только дают возможность обучающимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и спо­собствуют развитию самосознания, готовности открыто выра­жать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к са­мостоятельным поступкам и действиям, принятию ответ­ственности за их результаты. С этой точки зрения особенностью системы оценки является её «естественная встроенность» в образовательный процесс.

        Основными направлениями и целями оценочной дея­тельности в соответствии с требованиями Стандарта являются:

        • оценка результатов деятельности образовательного уч­реждения и работников образования с целью получения, обработки и предоставления информации о качестве образо­вательных услуг и эффективности деятельности образователь­ного учреждения и работников образования;

        • оценка образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

        Все направления оценочной деятельности реализуются посредством изучения образовательных результатов, демонст­рируемых обучающимися. Однако содержание оценки и сте­пень открытости информационных потоков о результатах оценки в каждой из вышеназванных процедур различны.

        При оценке результатов деятельности образовательного уч­реждения и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступа­ют планируемые результаты освоения основной образователь­ной программы, составляющие содержание блоков «Выпуск­ник научится» и «Выпускник получит возможность научить­ся» для каждой учебной программы.

        Основным объектом, содержательной и критериальной ба­зой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени на­чального общего образования выступают планируемые резуль­таты, составляющие содержание блока «Выпускник научится» для каждой учебной программы.

        В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации воз­можно только в рамках процедур итоговой оценки выпускни­ков с чётко регламентированным инструментарием. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) ин­формации о достигаемых обучающимися образовательных ре­зультатах.

        Интерпретация результатов оценки, осуществляемой в рамкой любой из вышеназванных процедур, ведётся на ос­нове контекстной информации об условиях и особеннос­тях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учё­том их стартового уровня и динамики образовательных до­стижений. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оцен­ку достижения обучающимися всех трёх групп результатов об­разования: личностных, метапредметных и предметных.

        Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Лич­ностные универсальные учебные действия» междисциплинар­ной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего об­разования.

                Достижение личностных результатов обеспечивается в хо­де реализации всех компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в основной образователь­ной программе, включая внеурочную деятельность, реализуе­мую семьёй и школой.

        Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

        • самоопределение — сформированность внутренней по­зиции обучающегося — принятие и освоение новой социаль­ной роли обучающегося; становление основ российской граж­данской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической при­надлежности; развитие самоуважения и способности адекват­но оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и сла­бые стороны своей личности;

        • смыслоообразование — поиск и установление личност­ного смысла учения обучающими­ся на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодо­лению этого разрыва;

        • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к мо­ральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

        Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

        • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец по­ведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

                • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осо­знания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

                • сформированности самооценки, включая осознание сво­их возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

                • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мо­тивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к со­вершенствованию своих способностей;

                • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных то­чек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зре­ния соблюдения/нарушения моральной нормы.

        Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

        Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность образовательного учреждения. Поэтому оценка этих резуль­татов образовательной деятельности осуществляется не только в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследо­ваний, но и внутренних. К их осуществле­нию должны привлекаются  специалисты, обладающие необ­ходимой компетентностью в сфере психологической диагнос­тики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметом оценки в этом случае становится не прогресс лич­ностного развития обучающегося, а эффективность воспи­тательно-образовательной деятельности образовательного учреждения. Мониторинговые исследования проводятся два раза (первая четверть 1-го класса и четвёртая четверть 4-го класса).

Критерии  оценивания личностных универсальных действий

Личностные универсальные

действия

Основные критерии оценивания

Типовые диагностические задачи для учащихся

6,5  - 7 лет

9 – 10

1

2

3

4

Самоопределение

Внутренняя позиция школьника

- положительное отношение к школе;

- чувство необходимости учения;

- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное содержательное представление о школе;

-предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;

- предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки – дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

 

 

Самооценка

- когнитивный компонент (дифференцированность, рефлексивность);

- регулятивный компонент

Когнитивный компонент:

- широта диапазона оценок;

- обобщённость категорий оценок;

- представленность в Я-концепции социальной роли ученика;

- рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;

- осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

Регулятивный компонент:

- способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием

 

 

 

 

Смыслообразование

Мотивации учебной деятельности

- сформированность познавательных мотивов;

- интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- сформированность социальных мотивов;

- стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

- сформированность учебных мотивов;

- стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

- установление связи между учеником и будущей профессиональной деятельностью.

 

.

 

Критерии формировании действия нравственно-этической ориентации

Действия нравственно-этической ориентации

Основные критерии оценивания

Типовые задачи

1

2

3

1. Выделение морального содержания ситуации нарушения моральной нормы  следования моральной норме

Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

После уроков (норма взаимопомощи)

2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм

Ребёнок понимает нарушение моральных норм оценивается как более серьёзное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами.

Опросник

3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации.

Децентрация [лат. de — приставка, означающая отделение, отмену + centrum — средоточие] — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной.

Учёт ребёнком объективных последствий нарушения нормы. Учёт мотивов субъекта при нарушении нормы. Учёт чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы.

Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.

Координация трёх норм: ответственность, справедливое распределение, взаимопомощь – и учёт принципов компенсации

4. Оценка действий с точки зрения нарушения  соблюдения моральной нормы

Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения соблюдения моральной нормы

Все задания.                                                                                                                                                         

5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

Уровень развития моральных суждений

Все задания

 

Конвенциональные и моральные нормы  

Виды

социальных норм

Категории

социальных норм

Мини-ситуации нарушения

социальных норм

1

2

3

Конвенциональные

Ритуально-этикетные:

-культура внешнего вида;

- поведение за столом;

- правила и формы общения в семье.

Организационно-административные:

- правила поведения в школе;

- на улице;

- в общественных местах.

- не почистил зубы;

- пришёл в грязной одежде;

- накрошил на столе;

- ушёл на улицу без разрешения.

 

- встал без разрешения на уроке;

- мусорил на улицу;

- перешёл дорогу в неположенном месте

Моральные

Альтруизм:

-помощь;

- щедрость.

Ответственность, справедливость и законность:

- ответственность за несение материального ущерба

- не предложил друзьям помощь в уборке класса;

- не угостил родителей конфетами

- взял у друга книгу и порвал её.

 

В рамках системы внутренней оценки возможна ограни­ченная оценка сформированности отдельных личностных ре­зультатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психоло­гической безопасности и эмоциональному статусу учаще­гося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимиза­ции личностного развития обучающихся и включает три ос­новных компонента:

•     характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

•     определение приоритетных задач и направлений лично­стного развития с учётом как достижений, так и психологи­ческих проблем развития ребёнка;

•     систему психолого-педагогических рекомендаций, при­званных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

        Другой формой оценки личностных результатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностного развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача может быть решена в процессе систе­матического наблюдения за ходом психического развития ре­бёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования. Такая оценка осущест­вляется по запросу родителей (законных представителей) обу­чающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательного учреждения) при согласии родителей (за­конных представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возра­стной психологии.

        Оценка метапредметных результатов представляет со­бой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в раз­делах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» меж­дисциплинарной программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального об­щего образования, а также планируемых результатов, пред­ставленных во всех разделах междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом».

        Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана. Это обусловливает ряд требований не только к содержанию и форме организации учебного процес­са, но и к содержанию, критериям, методам и процедурам оценки.

Объектом оценки метапредметных результа­тов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познава­тельной деятельности и управление ею

способность обучающегося принимать и сохранять учеб­

умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных инфор­мационных источников

 

умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач

 

способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидо­вым признакам, установлению аналогий, отнесению к изве­стным понятиям

 

умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответствен­ность за результаты своих действий

ную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практи­ческую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации и искать средства её осу­ществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении

 

Основное содержание оценки метапредметных резуль­татов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

        Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе  выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регуля­тивных действий.

        В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфеле до­стижений в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога, может быть оценено до­стижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стан­дартизированной итоговой проверочной работы.

        Оценку уровня сформированности ряда универсальных учебных действий, уровень овладения которыми имеет опре­деляющее значение для оценки эффективности всей системы начального образования, целесооб­разно проводить в форме неперсонифицированных процедур.

Оценка уровня учебно-познавательного интереса

 Уровень интереса

Критерий

оценки поведения

Дополнительный диагностический признак

1

2

3

1. Отсутствие интереса

Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет реакция на яркий, смешной, забавный материал.

Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые.

2. Реакция на новизну

Интерес возникает лишь к новому материалу, качающемуся конкретных фактов, но не теории.

Оживляется, задаёт вопросы о новом фактическом материале,  включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет.

3. Любопытство.

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения.

Проявляет интерес и задаёт вопросы достаточно часто, включается в выполнение задания,  но интерес быстро иссякает

4. Ситуативный учебный интерес.

Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

Включается в процесс решения задачи. Пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается.

5. Устойчивый учебно-познавательный интерес.

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала.

Охотно включается в процесс выполнения заданий. Работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу

6. Обобщённый учебно-познавательный интерес.

Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентируется на общие способы решения системы задач.

Интерес – постоянна характеристика, проявляется выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию.

 

                Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 – как низкий познавательный интерес; уровень 4 – удовлетворительный; уровень 5 – высокий; уровень 6 – очень высокий.

        Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

        Достижение этих результатов обеспечивается за счёт ос­новных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.

        В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенным в Стандарте, предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих эле­ментов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее — система предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемых действий (да­лее — система предметных действий), которые преломля­ются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

        Система предметных знаний — важнейшая составляю­щая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания и зна­ния, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для после­дующего изучения курсов.

        В группу опорной системы знаний включает­ся система таких знаний, умений, учебных действий, кото­рые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при наличии специальной целена­правленной работы учителя в принципе могут быть достигну­ты подавляющим большинством детей.

        На начальной ступени обучения особое значение для про­должения образования имеет усвоение обучающимися опор­ной системы знаний по русскому языку и математике.

        Однако при оценке предметных результатов основную ценность представляет не освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных си­туациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содер­жанием.

        Действия с предметным содержанием (или предмет­ные действия вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познава­тельные: использование знаково-символических средств; мо­делирование; сравнение, группировка и классификация объ­ектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; по­иск, преобразование, представление и интерпретация инфор­мации, рассуждения и т. д. Однако на разных предметах эти действия выполняются с разны… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz