Официальный сайт МБОУ

Мало-Ремизенская ООШ

Программа факультатива "Веселая грамматика"

programma_fakultativ.doc    
 Основная общеобразовательная программа начального общего образования по ОС "Школа России". 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Образовательная программа началь­ного общего образования    МБОУ Мало-Ремизёнская ООШ разработана педагогическим коллективом в соответствии с тре­бованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, а также концептуальных положений УМК «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД).

        Территориальная удаленность школы от районного центра , недостаточный уровень образованности и культуры населения, малая доля интеллигенции, отсутствие  культурных и спортивных объектов – специфические социальные условия, в которых функционирует школа и  выполняет роль единственного культурно-образовательного центра села.          

      Абсолютное большинство социальных заказчиков школы – сельхозрабочие, мелкие служащие, интеллигенция. Социологические исследования показывают, что сохранение и укрепление здоровья, условия социально-эмоциональной комфортности, эрудированность, целеустремленность, умение решать проблемы – важнейшие образовательные ценности для родителей.

        Контингент обучающихся, на который рассчитана данная образовательная программа: обычный (дети, не имеющие выраженных психолого-педагогических и (или) иных особенностей), педагогически запущенные дети.
        Набор обучающихся для обучения по данной образовательной программе производится без конкурса, при условии достижения готовности к обучению (тест для определения школьной зрелости).
       Для обеспечения доступности качественного образования используется очная форма освоения образовательных программ.
       В конкретных условиях  деятельность МБОУ Мало-Ремиёнская ООШ направлена на удовлетворение социального заказа, ориентированного как на общекультурную составляющую, так и на интеллектуально-творческую деятельность. В школе на первой ступени обучения реализуется  программа для общеобразовательных классов « Школа России».

        Образовательное учреждение, организуя процесс обучения и воспитания обучающихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным. Педагоги, равно как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нём, достигать социального успеха.        Разработка обра­зовательной программы начального общего образования  осу­ществлялась школой самостоятельно с привлечением органов само­управления (педагогический совет, Управляющий совет), обеспечивающих го­сударственно-общественный характер управления образова­тельным учреждением. Образовательная программа МБОУ Мало-Ремизёнская ООШ определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:

1) формирование общей культуры обучающихся, их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;

2).создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и сомосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

        Образовательная программа МБОУ Мало-Ремизёнская ООШ формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего обучения. Начальная школа — осо­бый этап в жизни ребёнка, связанный:

       ● с изменением при поступлении в школу ведущей дея­тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей обществен­ный характер и являющейся социальной по содержанию;

       ● с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви­тием потребностей в общении, познании, социальном при­знании и самовыражении;

       ● с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного разви­тия; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб­ном процессе;

       ● с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

       ● с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер­стниками, общением и межличностными отношениями друж­бы, становлением основ гражданской идентичности и миро­воззрения.

                Реализация образовательной программы МБОУ Мало-Ремизёнская ООШ обеспечивает конституционное право на образование всем обучающимся, пожелавшим учиться в школе. Для обеспечения равных условий для обучения школа предлагает 2-х месячные подготовительные курсы для будущих первоклассников (апрель-май), а также курсы  предшкольного образования для детей пяти с половиной лет. Для обеспечения доступности образования в начальной школе работает группа продленного дня.

        Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) особенности:

        ● центральные психологические новообразования, форми­руемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

        ● развитие целенаправленной и мотивированной актив­ности обучающегося, направленной на овладение учебной де­ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

        При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивиду­альные различия в их познавательной деятельности, воспри­ятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологи­ческими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

        При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного про­цесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего обра­зования.

        Целью реализации образовательной программы начального общего образования МБОУ Мало-Ремизёнская ООШ является обеспечение плани­руемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, уме­ний, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностя­ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

         В соответствии со Стандартами образовательной программой начального общего образования  решаются следующие задачи:

-- развитие личности школьника, его творческих способностей;

-- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающим,  интереса к учению;

-- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научных знаний, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

        К числу планируемых результатов освоения об­разовательной программы МБОУ Мало-Ремизёнская ООШ отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обу­чающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпу­скников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личност­ные качества; сформированность основ российской, граждан­ской идентичности;

 ● метапредметные результаты — освоенные обучающими­ся универсальные учебные действия (познавательные, регуля­тивные и коммуникативные);

 ● предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению но­вого знания, его преобразованию и применению, а также сис­тема основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

        В основе реализации образовательной програм­мы МБОУ Мало-Ремизёнская ООШ  лежит системно - деятельностный подход, который предпо­лагает:

● воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога куль­тур и уважения его многонационального состава;

● переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и техно­логий образования, определяющих пути и способы достиже­ния социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образо­вательном учреждении, реализующем основную образователь­ную программу;

● ориентацию на достижение цели и основного результа­та образования — развитие личности обучающегося на осно­ве освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

● признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учеб­ного сотрудничества в достижении целей личностного и со­циального развития обучающихся;

● учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

● обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и про­фессионального образования;

● разнообразие индивидуальных образовательных траекто­рий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потен­циала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

        Содержание образовательной программы на­чального общего образования МБОУ Мало-Ремизёнская ООШ формируется с учётом социо­культурных особенностей и потребностей. Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план МБОУ Мало-ремизёнская ООШ, кото­рый содержит две составляющие: обязательную часть и часть, включающую  внеурочную деятельность. Формы внеуроч­ная деятельность: экскур­сии, кружки, секции, клубы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

        При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность проме­жуточной аттестации определяются Уставом МБОУ Мало-Ремизёнская ООШ и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Кон­цепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России.

         Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определя­ются в соответствии с действующими санитарными нормами.

        Разработанная МБОУ Мало-Ремизёнская ООШ основная образовательная программа предусматривает:

      ● достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен­ными возможностями здоровья;

      ● выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возмож­ностей образовательных учреждений дополнительного образо­вания детей;

     ● организацию интеллектуальных и творческих соревнова­ний, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

     ● участие обучающихся, их родителей (законных предста­вителей), педагогических работников и общественности в про­ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

     ● использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;    

 ● возможность эффективной самостоятельной работы обу­чающихся при поддержке  педагогических работников;     ● включение обучающихся в процессы познания и преоб­разования внешкольной социальной среды (микрорайона, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

    Образовательная программа  направлена:

   ● на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;          

 ● на реализацию права семьи на выбор образовательных программ начального общего и дополнительного образования;

                В МБОУ внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:  

          

· повышению уровня культуры личности школьников;

          

·  обеспечение возможности накопления школьниками опыта выбора;

          •  воспитанию уважения к закону, правопорядку;

          •  развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, досуговой и трудовой деятельности;

          •  развитию культуры умственного труда учащихся,  навыков самообразования.

                Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе

          •  обеспечивают федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и минимальный для каждого обучающегося уровень успешности;

         •  нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.

                Образовательная программа предназначена удовлетворить потребности:

ü  учащихся – в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету;

ü  родителей -  в потребности выбора программ обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры, в социальной адаптации;

ü  общества и государства – в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;

                Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:

                •  Закон РФ «Об образовании»;

                •  Нормативные документы МО РФ, департамента образования города Томска;

                •  Конвенция о правах ребёнка;

                •  Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02);

                •  Типовое положение об образовательном учреждении;

                •  Устав школы и локальные акты;

                •  Лицензия образовательного учреждения.

                Также при разработке образовательной программы учтены:

                - уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работают квалифицированные педагогические кадры;

                - материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса, работает  компьютерный класс, библиотека,  спортивный зал,  имеется выход в Интернет;

                - традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие педагогов в освоении современных образовательных технологий, своевременное повышение курсовой и квалификационной подготовки и т.д.;

                - цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

                - учебно-методическую базу реализации учебных программ. 

        МБОУ Мало-Ремизёнская ООШ, реализующее об­разовательную программу начального общего образования, обязано обеспечить ознакомление обучающихся и их родите­лей (законных представителей) как участников образователь­ного процесса:

▪ с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении (заявление при поступлении в школу);       

▪ с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Рос­сийской Федерации и Уставом образовательного учреждения.                 

Права и обязанности родителей (законных представите­лей) обучающихся в части, касающейся участия в формиро­вании и обеспечении освоения своими детьми основной об­разовательной программы начального общего образования, закреплены в заключённом между ними и образова­тельным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результа­ты освоения основной образовательной программы. 

 

        • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим черте­жам, эскизам, схемам, рисункам.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • отбирать и выстраивать оптимальную технологи­ческую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

        • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные техноло­гии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

        1.10.3. Конструирование и моделирование

        Выпускник научится:

        • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

        • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на до­страивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

        • изготавливать несложные конструкции изделий по ри­сунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступ­ным заданным условиям.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;

        • создавать мысленный образ конструкции с целью ре­шения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

        1.10.4. Практика работы на компьютере

        Выпускник научится:

        • соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться пер­сональным компьютером для воспроизведения и поиска не­обходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

        • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

        • создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • пользоваться доступными приёмами работы с гото­вой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными спосо­бами её получения, хранения, переработки.

        1.11. Физическая культура (для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке)

        В результате обучения обучающиеся на ступени начально­го общего образования:

        • начнут понимать значение занятий физической культу­рой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, воен­ной практики;

        • начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюде­нии режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;

        • узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообраще­ния, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

        Обучающиеся:

                • освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровитель­ных мероприятий в течение учебного дня, во время подвиж­ных игр в помещении и на открытом воздухе;

                • научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спор­тивный инвентарь и оборудование;

                • освоят правила поведения и безопасности во время за­нятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;

                • научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических ка­честв; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;

                • научатся выполнять комплексы специальных упражне­ний, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;

                • приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого челове­ка: бегать и прыгать различными способами; метать и бро­сать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах (в снежных районах России) и плавать простейшими способами; будут демонстри­ровать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;

                • освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в фут­бол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревнова­тельной деятельности будут использовать навыки коллектив­ного общения и взаимодействия.

                1.11.1. Знания о физической культуре

                Выпускник научится:

                • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «ре­жим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвиж­ных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;

                • раскрывать на примерах (из истории, в том числе род­ного края, или из личного опыта) положительное влияние за­нятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;

                • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быст­роту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;

                • организовывать места занятий физическими упражнени­ями и подвижными играми (как в помещении, так и на от­крытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреж­дения травматизма во время занятий физическими упражне­ниями.

                Выпускник получит возможность научиться:

                • выявлять связь занятий физической культурой с тру­довой и оборонной деятельностью;

                • характеризовать роль и значение режима дня в со­хранении и укреплении здоровья; планировать и корректи­ровать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

                1.11.2. Способы физкультурной деятельности

                Выпускник научится:

                • отбирать и выполнять комплексы упражнений для ут­ренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изучен­ными правилами;

                • организовывать и проводить подвижные игры и сорев­нования во время отдыха на открытом воздухе и в помеще­нии (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать прави­ла взаимодействия с игроками;

                • измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносли­вость, гибкость), вести систематические наблюдения за их ди­намикой.

                Выпускник получит возможность научиться:

                • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкульт­минуток, общеразвивающих упражнений для индивидуаль­ных занятий, результатов наблюдений за динамикой ос­новных показателей физического развития и физической подготовленности;

                • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических ка­честв;

                • выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

                1.11.3. Физическое совершенствование

                Выпускник научится:

                • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физи­ческих качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);

                • выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;

                • выполнять организующие строевые команды и приёмы;

выполнять акробатические упражнения (кувырки, стой­ки, перекаты);

                • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);

                • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);

                • выполнять игровые действия и упражнения из подвиж­ных игр разной функциональной направленности.

                Выпускник получит возможность научиться:

                • сохранять правильную осанку, оптимальное телосло­жение;

                • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;

                • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощён­ным правилам;

                • выполнять тестовые нормативы по физической под­готовке;

                • плавать, в том числе спортивными способами;

                • выполнять передвижения на лыжах (для снежных ре­гионов России).

 

 

Программа  ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии со Стандартом основным объектом систе­мы оценки результатов образования на ступени начального общего образования, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обу­чающимися основной образовательной программы начальн… Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz